Society 'Tarbut la-Am' Label
Общество Еврейской культуры "Тарбут ла-Ам"

══════════Осенью 1998 г. первая в Самаре еврейская организация отметит свое десятилетие. Именно эта дата 10 лет назад стала своеобразной точкой отсчета в том плдодотворном движении, которое мы называем национальным возрождением.
══════════ Самара - исконно русский город на Волге в центре России - географически и этнически был отдален от традиционных мест проживания евреев, от той черты оседлости, за пределами которой этому народу было запрещено жить. Вот почему единичные евреи, разными ветрами заброшенные в Самару, в значительном своем большинстве оказались оторванными от хранимых веками народных верований и обычаев, от своеобразного миросозерцания и образа жизни. Оборвались корни, исчезло культурное наследие. Ушли еврейские имена, утрачен народный язык идиш. Одним словом попадала сущность, что к слову сказать, мало озаботило евреев. Оставалась, однако, формальная принадлежность к нации, пресловутая пятая графа в паспорте, которая в пору антидемократического тоталитарного режима принесла евреям немало горестей и переживаний. Есть у Евтушенко такие строки:
══════════ Он был еврей, мишень для грубой шутки,
══════════ Ходившей в те недобрые года,
══════════ Считался инвалидом пятой группы,
══════════ В графе "национальность" ставил ≈ "да".
══════════ Тотальная русификация давила на евреев, но препятствий не отменяла, и получилось так, что перестав быть евреями, мы не стали русскими...
══════════Так выглядела еврейская диаспора в преддверии того мощного толчка, того демократического импульса, который изменил все формы жизни в стране и определил еврейское возрождение. При этом нельзя не признать, что для многих это возрождение было рождением заново. Путь к развитию еврейского самосознания был тем более труден, чем менее еврей осознавал духовную потребность в этом. Нельзя забывать и о том, что многих опутывал страх, неясность, чем это может обернуться, во что вылиться.
Society 'Tarbut la-Am' ══════════И надо отдать должное зачинателям еврейского культурного ренессанса ≈ русскому А.А. Белоусову и евреям Наталии Кочубеевской и Илье Либенштейну, что они сумели этот страх подавить и начать работу по собиранию еврейской общины. На первое собрание пришли всего около пятнадцати беспокойно озиравшихся человек.
══════════Сейчас в Самаре около десятка еврейских организаций, религиозных и светских, три еврейских школы, детский сад, две национальные библиотеки, постоянно действующий лекторий, видеоклуб, своя газета "Тарбут", широко известная за пределами города, программа еврейского вещания на "Радио-7", несколько творческих коллективов, успешно осваивающих традиции еврейского искусства. Все большую роль, играет благотворительная организация "Хэсэд Эстер", взявшая на себя заботу о больных и престарелых.
На счету наших общественных организаций сотни удачно проведенных мероприятий, массовых праздников, около десятка названий книг, изданных нашим национальным центром. Мы организуем гастроли иногородних еврейских коллективов и исполнителей, на которые собираются многолюдные залы. Мы провели широкомасштабные мероприятия, такие, как "Дни Израиля в Самаре" и ответный визит Самары в Израиль, который вылился в открытие (не без нашего участия) нового авиарейса "Самара - Тель-Авив". Представительная конференция и майский региональный фестиваль, посвященный 50-летию государства Израиль, готовящийся семинар по иудаике, на который соберется пол-России - все это свидетельствует о том, что в Самаре интенсивно развивается еврейская жизнь. Сегодня на всех многонациональных фестивалях, проводимых в нашей области, обязательно и многогранно представлена еврейская община. Конечно, нам трудно было бы достичь всего этого, если бы не благоприятная обстановка в городе, если бы не было поддержки областной администрации. Преданное самарской еврейской общине здание бывшей хоральной синагоги инициирует новые направления в нашей работе...
Это - сегодня. Уместно, фиксируя достижения, проанализировать пройденный путь ≈ от полутора десятков сомневающихся ≈ к нынешнему положению. С чего мы начинали путь? Как в Библии, вначале был вопрос:"Где ты, Адам?" Сначала мы все отвечали сами себе ≈ кто мы? Откуда мы? Какие мы? И еще на массу почему?. Теперь наши интересы сосредоточены на вопосах философских, исторических, этических, концептуальных.
══════════Самопознание поставило перед нами естественно возникший вопос: как евреи попали в Самару, что им дала Самара, что дали они ей? Так пришла идея книги "Евреи Самары. Сто лет" ≈ сборник разноплановых очерков под редакцией проф. Е.Я.Бурлиной. К сожалению, вышла только первая часть, и ждут публикации новые и очень инетересные материалы. Значительным событием стала и выпущенная к 50-летию Победы книга "Одна на всех победа" ≈ о вкладе самарских евреев-фронтовиков в дело разгрома гитлеровской Германии.
══════════И еще одна страница нашей работы. Как-то Достоевский заметил, что можно любой народ представить без религии, но тоьлько не евреев. Главной ценностью еврейского народа на протяжении тысячелетий была Тора. Она, сохраненная народом, сохранила и его.Изучению и внедрению в еврейский быт заповеданнызх Торой заповедей и обрядовмы придавали и придаем особое значение. Ито постепенно входит в повседневную жизнь.
Но мы не не ставили целью засесть в национальной квартире, отгородиться от других сектантской стеной. Мы ≈ россияне. Это нам дано от рождения и навсегда. Россия вдохнула в нас свой неповторимый воздух, одарила нас чудом русского языка, сформировала наши эстетические представления ≈ это то, по чему так тоскуют и так берегут в себе наши близкие и друзья, репатриировавшиеся в Израиль и слывущие там русскими.
"Мы дети еврейской души и русской культуры!б-сказал поэт Игорь Губерман. Незаполненная душа ведет к бездуховности. Если в ней поселятся еврейские ценности, она от этого станет только богаче и независимей.
══════════... Вспоминается анекдот приснопамятных советских лет: иностранец, зашедший в наш магазин очень удивился, чо в Москве нет знаменитой русской икры и спосил подавца, в чем дело. Продавец в свою очередь спросил туриста: "А вы слышали, чтобы ее кто-нибудь спрашивал?".- "Нет, не слышал",-отвечал тот. -"Вот потому-то и нет, что спроса нет"... Типично вывернутая наизнанку проблема. То же самое и у нас: не было и не могло быть допущенной национально-культурной жизни, ≈ не было на нее и спроса.Теперь она появилась, и спос на нее возрастает с каждым днем, стимулируя, в свою очередь, ее развитие.