БРЯНСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА


       Сегодня Брянск - крупный административный, индустриальный и культурный центр Брянской области, находящийся на юго-западе Российской Федерации. Город состоит из четырех районов, живописно расположенных в пойме реки Десна, крупнейшего притока Днепра. Население Брянска - около 500 тысяч человек. Как административная единица Брянская область с центром в Брянске была образована в 1944 году.
       Много повидал город за свою более чем за тысячелетнюю историю. А ведь еще каких-то 130 лет назад, до открытия в 1868 году Брянского участка Риго-Орловской железной дороги и Орловско-Витебской шоссе Брянск, Брянск был небольшим тихим уездным городком Орловской губернии с населением около 10 тыс. человек. Активный процесс формирования еврейской части населения Брянска относится к последней четверти 19 века, но можно предположить, что отдельные еврейские жители могли появиться в городе уже с 15-16 веков, когда Брянск входил в состав Великого княжества Литовского (до 1503 года). Бурные события Смутного времени начала 17 века и движение казачества под руководительством Б.Хмельницкого не обошли Брянск стороной, вовлекая в свой круговорот и евреев. 18 век - это время превращения города из пограничной крепости в хозяйственный центр. В первой половине 19 века население города быстро растет (с 2-х до 10 тысяч человек), увеличивается и его пока еще небольшая и не постоянная еврейская часть. С 1864 по 1882 годы в России оформляется т.н. <черта оседлости>, которая проходит совсем рядом с Брянском (город к тому времени входит в Орловскую губернию), что заставляет евреев искать <лучшую долю>, занятие и заработки в других местах, в том числе и Брянске. Если в 70-е годы 19 века в архивных документах о Брянске упоминается 53 еврейских семьи (около 200-250 человек), то к 1890 году в городе уже проживает 172 семьи, главы которых приписаны к мещанскому сословию (всего 600 человек). В основном евреи занимались портняжным делом, шили шапки, были часовщиками, ювелирами, медниками. Но были среди брянских евреев и врачи, купцы и торговцы, содержатели постоялого двора и корчмы, инженеры-технологи. В документах упоминается резчик и раввины Гершен, Злотников. С 80-х годов 19 века брянским общественным раввином был мещанин Гитович Гецель Ицхов. Известными евреями города были врач Эйгес P.M., в хозяйственное правление общины входили Борович М.А., Бельский Я.А., Виницкий Я.А., Итин А.И., Нигин А.А., Ширман Б.И. В 1890 году состоялась закладка синагоги, здание которой сохранилось до сих пор (ул. Пионерская, д.33). В конце 19- начале 20 века при этой синагоге действовала еврейская школа; в прогимназии, мужской гимназии и механико-техническом училище еврейские дети также получали образование и профессию. Часть малоимущих евреев пользовалась благотворительностью в общине. Их точное количество определить сложно, но в среднем по России того времени таковых было от 14 до 20 процентов от общего числа еврейского населения. При общине в городе имелось несколько еврейских кладбищ. Данных о еврейских погромах в Брянске подобных известному стародубскому (сейчас г. Стародуб - районный центр Брянской области) в 1891 году нет. Но антисемитизм был постоянным спутником еврейской диаспоры в России, что неизбежно вызывало эмигрантские настроения
       Демократизация общественной жизни в 1905-1917 годах, ее острые революционные формы давали шанс евреям (особенно молодежи) порвать с местечковым образом жизни. Немалое их число воспринимает идеи социал-демократии, становятся на путь борьбы с царизмом (особенно велика доля еврейской учащейся молодежи). Так, двое старших сыновей почтенного врача Эйгеса P.M. участвовали в революционном движении.
       Первая мировая и гражданская войны, смена власти в 1917 году меняют численность, состав и образ жизни горожан Брянска и выросшего рядом нового индустриального центра Бежицы. С 1919 года на целых десять лет Брянск становится центром вновь образованной Брянской губернии. Активизируется еврейская жизнь. Имеются данные, что с ведома социал-демократической партии <Поалей-Цион> (рабочие Сиона) в 1919 году действовали еврейские вечерние курсы для взрослых. Действуют еврейские школы - так 2-я еврейская школа первой ступени в 1919-1920 годах насчитывала от 57 до 90 учащихся, она существовала при Совете еврейской пролетарской общины Володарского поселка. Данные переписей 1920 и 193 годов свидетельствуют, что в городах Брянск и Бежица в совокупности могло проживать более двух тысяч евреев, при численности горожан в Брянске около 35 тысяч, а Бежица - около 24 тысяч человек.
       Конец 20-х - 30-е годы меняют облик Брянска и Бежицы, растет численность, населения, в том числе и количество, занятых интеллектуальным трудом. Доля евреев среди технической интеллигенции специалистов, среди педагогической общественности, медицинских работников и деятелей культуры достоверно не известно, но их было немало.
       В это время прекращается легальная деятельность еврейской общины, здание синагоги используется в качестве Клуба швейной фабрики им. Сталина, в послевоенный период там располагаются различные государственные организации. До сих пор вопрос о возвращении здания синагоги еврейской общине города не решен. По воспоминаниям старожилов чтение Торы, молитв, обрезание и другие еврейские обряды совершались в частных домах нелегально или полулегально. В Бежице в 1950-1978 годах в доме Фрадкина М.3. (ул. Петровская, д.42) функции раввина исполнял Арон Лившиц. В это же время в Брянске в доме на улице Урицкого возобновляют чтение молитв Г.А. Додин и М.Х.Табачник.
       С 6 октября 1941 года по 17 сентября 1943 года Брянск и Бежица были оккупированы немецкой армией и повсеместное <окончательное решение еврейского вопроса> в зонах оккупации означало тотальное уничтожение не успевшего эвакуироваться еврейского населения. Точные данные о жертвах среди горожан-евреев отсутствуют. В Книгу Памяти Еврейского Общинного Центра Брянска на 1999 год внесены имена 1209 человек (это как минимум в два раза ниже реальной цифры). Но одно из мест массовых казней и захоронений известно точно - это склоны Верхнего Судка в районе Лесных Сараев. Один из концлагерей находился на территории ремонтного завода (ныне район профессионального лицея ╧10 в Володарском районе города). Среди евреев-уроженцев и жителей Брянска и Бежицы (в 1955 году два города объединяются в один - Брянск) немало фронтовиков и партизан, награжденных орденами и медалями (двое - Соколовский Л.И. и Финкель Л.А. - участники парада Победы в 1945 году), инвалидов войны, тех, кто ударно трудился в тылу. Есть среди евреев города и те, чье детство опалено пожаром и ужасами войны - это малолетние узники концлагерей и гетто (при Еврейском Общинном Центре на 1999 год их зарегистрировано 20 человек).
       Как и на всем постсоветском пространстве возрождение еврейской жизни приходится в Брянске на начало 90-х годов. При поддержке Москвы (отделение Еврейского Агентства Сохнут, посольства Израиля в России) в Брянске был создан ЕЦИП (Еврейский Центр информации и просвещения), открыты воскресные школы в Советском и Бежицком районах, начинают действовать языковые курсы (ульпан) и еврейский городской лекторий, проводится набор молодежи для обучения и работы в Израиле (программы <Наале>, <Наале-16>, <Сэла>, <Халом> и пр.).
       В 1992 году происходит регистрация еврейской общины города. У истоков возрождения общинной жизни брянских евреев стали Давид Плоткин, Сергей Мардер, Лев Альтмарк, Галя Блюм, Элла Бородицкая, Лина Кокотова, Ира Черняк.
       В 1995 году раввином назначается р. Ицхак Ройтман, усилиями которого оживает деятельность синагоги, созданы воскресная школа и детский сад, оказывается благотворительная помощь нуждающимся еврейским семьям, организуются поездки еврейских детей в США и Израиль.
       Основным направлениями деятельности Брянского отделения Сохнут, под руководством Бородицкого В.А. являются: консультации, языковая подготовка на базе ульпана, работа с еврейской молодежью и родителями.
       С июня 1996 года подлинным общинным Центром для евреев города стал благотворительный центр <ХЭСЭД ТИКВА> (руководитель - Ирина Черняк), волонтеры и актив которого проводят большую работу по изучению, сохранению и распространению лучших традиций: заботятся о нуждающихся, просвещая молодежь и старшее поколение, вопреки десятилетиям ассимиляции. Молодежь, в свою очередь, организовав клуб "Икар", помогает Ирине во всех ее начинаниях.
       Продолжает действовать еврейский городской лекторий, филиал Еврейского Открытого Университета (руководитель Черняк Р.Б.).
       С начала 90-х годов многие евреи города репатриируются в Израиль, эмигрируют в Германию и США. Многие побывали в Эрец-Исраэль с частными визитами, Времена меняются, но в новой России конца 20 века в современном Брянске продолжат проживать не менее 5 тысяч евреев. Жизнь многих из них сегодня нелегка, но они и в 21 веке донесут мудрость, дошедшую через тысячелетия: <Все евреи ответственны друг за друга>. Брянская еврейская община старается следовать этому правилу и сегодня, как бы сложно это не было.