Публикации

ПОПЕЧЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОПЫТЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Общественный контроль и оказание помощи местам лишения свободы, как процесс, прямо зависит от интереса общества к проблемам заключенных. Лучшие достижения и успехи попечителей приходились как раз на период кризиса и связанного с ним общественного внимания. Сегодня уже можно говорить об опыте попечения (в том числе в Нижегородской области), хотя формы общественного контроля сегодня еще во многом не совершенны.

1. Практика общественных инициатив

Как мы помним, все начиналось от отдельных акций правозащитных и попечительских организаций и религиозных конфессий в начале 90-х. К 1993 году в регионах начали формироваться организации, которые стали специализироваться на помощи заключенным. За различными формами организаций, групп, фондов стало прослеживаться функциональное разделение на благотворительные и правозащитные подходы.

Более устойчивую основу работы имеют религиозные конфессии, которые с 1994 г. получили возможность беспрепятственного посещения колоний. Еще с 1992 года первыми в Нижегородской области начали проявлять активность миссионеры и представители развивающихся конфессий (католики, адвентисты седьмого дня, евангелисты-баптисты). Большая часть таких посещений приходилась на самую "открытую" в г. Н. Новгороде - женскую колонию. Были посещения также наиболее близко расположенных 5-й и 9-й колоний, где появились приходы евангелистских конфессий. Вместе с духовной литературой передавались и гуманитарные грузы. Христианская миссия "Рассвет" сделала свои посещения ИУ-9 постоянными.

С 1995 года конфессиональный интерес к ИТУ стал значительно уменьшаться. В то же время значительную активность стала проявлять Русская Православная Церковь. В большинстве колоний стали появляться священнослужители. Активность представителей православной церкви и благожелательность администрации мест лишения свободы привели к созданию молитвенных комнат в большинстве колоний, а в некоторых случаях - к строительству церквей на территории колонии. Такая церковь, к примеру, воздвигнута в ИУ-8 (Тоншаевский район). В Нижегородской области в 1995 году решением митрополита колонии были "закреплены" за приходами. Но, на практике, посещение колоний в большей степени зависело от инициативы и настойчивости самих священнослужителей. В колониях Тоншаевского района, удаленных от крупных населенных пунктов, стали постоянными посетителями священники православных приходов Кировской области. Представители Благовещенского мужского монастыря постоянно посещают тяжело больных осужденных в ИУ-10 (туберкулезной больнице) и оказывают благотворительную помощь (продуктами питания, одеждой, мылом).

Особо результативным и известным стал опыт попечения воспитательной колонии служителями Знаменского Собора Русской Православной Церкви - отца Михаила (М.С. Резина), и чтеца Евгения Панюшкина (г. Ардатов). Посетителями колонии они стали одними из первых и уже несколько лет поддерживают постоянные контакты с ее воспитанниками. Не ограничиваясь духовной миссией, Знаменский Собор стал активно собирать и передавать благотворительную помощь. Воспитательная колония по части медикаментов, витаминов, одежды, продуктов питания в значительной мере содержалась за счет благотворителей. Только за 1997 год Ардатовской ВК была передана помощь от Знаменского Собора на сумму 186,5 млн. руб. В 1997 году активистами г. Ардатова учреждена правозащитно - благотворительная организация "Сретенье".

В след за религиозными общинами, посещать колонии и передавать помощь стали и общественные организации. При посещениях ИТУ чаще всего передавались медикаменты и книги. Только Нижегородское общество прав человека с 1994 года передало в библиотеки ИТУ более 6 тысяч книг. В 1995 году по инициативе представителей НОПЧ и при поддержке областной администрации был учрежден Попечительский Совет ИТУ (председатель Совета - Андрей Климентьев, директор - Николай Друппов). При активном содействии предпринимателей Нижегородской области Попечительский Совет стал оказывать помощь продуктами, медикаментами, материалами. Большое внимание уделялось ИТУ-2 (особенно Дому ребенка), СИЗО и ИТУ-10. С 1997 года Попечительский Совет стал заниматься и производственными заказами для колоний. В 1998 году им учрежден благотворительный фонд, который занимается заказами продукции для колоний и ее реализацией. В перспективе - создание центра ресоциализации освобождающихся в г. Дзержинске.

Значительную часть благотворительных пожертвований составляет помощь от частных лиц. Чаще всего это небольшие денежные вклады, продукты, аппаратура, строительные материалы. Как правило, жертвуют родственники осужденных, отбывающих уголовное наказание. Особенно заметны такие пожертвования в учреждениях, находящихся в наиболее плачевном состоянии (СИЗО, ИУ-9, ИУ-10), или в учреждениях, менее всего посещаемых благотворительными организациями (ИУ-3, ИУ-11, ИУ-17). Можно ожидать, что личные инициативы оформятся в местные попечительские организации.

Как показывает анализ, за последние годы четко прослеживается тенденция роста объемов финансовой помощи именно от общественных организаций. При этом относительный объем помощи от частных лиц и религиозных конфессий сохраняется, а уровень помощи от государственных и местных органов власти снижается. Немаловажной стороной является и юридическая помощь осужденным. Практика обращений подтверждает, что осужденный, оставаясь в полной зависимости от администрации, не имеет возможности самостоятельно защитить свои права и законные интересы. Не имея достаточно точной информации о своих правах, не получая поддержки надзорных органов, осужденный имеет лишь один источник поддержки - правозащитные организации. В ситуации неправомерного наказания или не предоставления законных просьб, осужденный обращается за консультацией и посредничеством в правозащитную организацию. В Нижегородское общество прав человека ежемесячно поступает таких обращений до 50. Еще больше обращений связано с обжалованием приговора или досрочным освобождением.

С 1998 года Нижегородское общество прав человека совместно с благотворительным фондом "Братство" занимается судебной защитой заключенных. Главная цель этой программы - во всех возможных ситуациях перевести конфликты осужденных и администрации в правовые отношения, сделать это противостояние легитимным, не выходящим за рамки закона - в "беспредел". В перспективе это даст возможности и большей защиты потерпевших. Но сегодня те, кто готов отстаивать интересы в суде, подвергаются большему преследованию, чем, к примеру, голодающие в знак протеста. Это в значительной степени подтверждает, что правовые отношения в пенитенциарных учреждениях далеки от правовых.

Перспективным стало создание при Нижегородском обществе прав человека "Лиги матерей заключенных", где родители заключенных смогли бы выражать свои законные права, не испытывая при этом опасности преследования своих родственников в неволе. Уже сейчас эта группа провела мониторинг по колониям области и собрала информацию о множестве неправомерных запретов и ограничений для заключенных и их родственников. Ведется сбор благотворительной помощи для больных СПИДом и туберкулезом, проводятся концерты.

Оценивая опыт попечения в целом, можно выделить следующие формы попечения:

2. Условия развития общественного контроля

До 1992 года общественное попечение и духовная поддержка (диакония) в местах лишения свободы были практически невозможны. Большинство общественных инициатив было связано с интересами представительных и исполнительных органов власти. Только после введения Федеральным Законом от 12 июля 1992 года новой статьи об "Обеспечении свободы совести осужденных" стало реальным посещение колоний служителями церкви. После 1994 года стала возможной беспрепятственная передача помощи для осужденных.

И если инициативы по благотворительности развивались, то развитие общественного контроля в создавшемся правовом вакууме приостановилось.

В Исполнительно-трудовом кодексе общественный контроль предусматривался как необходимая, государственно-значимая форма "участия общественности" в перевоспитании осужденных. Основой общественного контроля составляли наблюдательные комиссии. Для комиссий, сформированных в административном порядке, работа носила во многом формальный характер. Однако в Нижегородской области (как, к примеру, и в Москве), благодаря участию в комиссиях правозащитников, удавалось использовать полномочия комиссий для реальной помощи заключенным.

Принятие Уголовно-исполнительного кодекса отменило правовые основания общественного контроля. А предусмотренный Кодексом Федеральный закон "Об общественном контроле..." так и не принят.

Между тем статус легитимности правозащитных организаций в защите осужденных не изменился. Они до сих пор не получили должного признания, а их активность все больше вступает в противоречие с консервативностью системы исправительных дел. Удручающим является тот факт, что правозащитники в колонии допускаются лишь в исключительных случаях. Эта ситуация не позволяет правозащитным и попечительским организациями перейти к более эффективным формам опеки осужденных.

Неравноправная, а точнее, бесправная роль общественных организаций сегодня является неадекватной их значению и реальным возможностям. По этому все более настойчивыми стали попытки перевести отношения общественных организаций и администраций мест лишения свободы на договорные отношения. Организации попечения в гарантиях контроля достигли некоторого успеха, заключая договора по оказанию благотворительной помощи и развитию производства.

Нельзя ожидать проявления добровольности со стороны администрации в заключении подобных договоров с правозащитными организациями, поскольку это приводит к реальному самоограничению. В этом случае - единственной перспективой становится законодательная или министерская поддержка такого рода инициатив. Положительный и показательный опыт этому есть. Еще в 1993 году между Главным управлением исполнения наказания Управления юстиции Республики Польша и правлением "Патроната" было заключено соглашение, которое, по сути, вводило партнерские отношения между попечителями и администрациями колоний и тюрем. В числе обязательств перед попечителями было и полное информирование, и возможность доступа в колонии и встреч с осужденными. В свою очередь "Патронат" брал обязательства по согласованию кандидатур "кураторов" от "Патроната" и оказанию благотворительной помощи. По мнению Павла Мончегловского, в то время возглавлявшего управление исполнения наказания, для того чтобы в России достичь таких отношений, предстоит большой и трудный путь. Добиваться улучшений предстоит в малом, а признания - в терпеливом убеждении и влиянии на сотрудников администраций. В Польше эту возможность удалось достаточно быстро и эффективно реализовать через учебные центры подготовки тюремного персонала, через публичные лекции и курсы о правах. У нас таких возможностей нет, но этот путь и нам предстоит пройти...

Однако ключевым сегодня остается юридическое оформление попечения и общественного контроля - принятие Федерального закона.

Шимоволос С.М., председатель Нижегородского общества прав человека

Издания и публикации
Заглавная страница