Заявление Нижегородского общества прав человека

___ ЗАЯВЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ СОБЫТИЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

ДЕЛО СОВЕСТИ

Нижегородское общество прав человека долгое время воздерживалось от официальных заявлений по чеченскому вопросу. Мы полагали и полагаем сейчас, что выдвигать обвинения в адрес участников конфликта можно только на основе внятной и объективной информации о реальной обстановке в Чечне, реальном ходе боевых действий. В противном случае правозащитная организация в свою очередь будет обвинена в излишней истеричности суждений, или того хуже - в продажности. Исходя из вышеизложенного, осознавая всю меру ответственности за свои слова, относясь с уважением к горю граждан, пострадавших в результате последних трагических событий в России, Нижегородское общество прав человека хотело бы обратить внимание общественности на следующие факты:

  1. Мы до сих пор не получили внятных и четких доказательств того, что прозвучавшие взрывы были связаны с правительством Чечни и с чеченским народом. Тем не менее, сегодня в информационных сводках о боевых действиях силы, выступающие против Федеральных сил, именуются как "террористы". Чеченская компания преподносится как "антитеррористическая акция", тем самым удачно, но не оправданно снимается острота вопроса о территориальной и государственной принадлежности Чечни. Использованный и тщательно подогреваемый "антитеррор" не оправдывает бойню, которую нам вновь навязывает правительство и генералитет.
  2. Делать такого рода заявления мы позволяем себе на основе комплексного анализа и сопоставления информации из официальных и неофициальных источников. При этом, мы осознаем тот факт, что параллельно войсковым операциям в Чечне развязана "Чеченская информационная война", в которой обе стороны заинтересованы в искажении и недонесении до общественности невыгодных для них фактов. Однако, вызывает недоумение полнейшая информационная закрытость федеральных сил. Создав единый информационный штаб, тем самым по сути учредив цензорский орган, военные сегодня дают настолько невнятные и ни о чем не говорящие сведения о ходе операции, что возникает подозрение о том, что раскрытие реального положения дел нанесет серьезный ущерб позициям федеральных сил в сражении за общественное мнение.
  3. Мы стали участниками информационной войны - войны, которая прикрывает новую военную авантюру в Чечне. Под лозунгом борьбы с терроризмом бомбятся и уничтожаются селения и города, проводятся повальные аресты чеченцев. Информация об этом почему-то преподносится как ложная и якобы распространяемая все теми же "террористами" с целью отвести от себя удар. Возможно, это "террористы" выгнали из Чечни тысячи беженцев. Они же заставили замолчать официальные информационные каналы, не дают им фактически доказать несостоятельность кровавых цифр.
  4. За эту очередную преступную авантюру все мы будем расплачиваться:
  • жизнью людей - по предварительным данным, в результате боевых действий в Чечне погибло около 2000 мирных жителей. Сведения о числе погибших среди российских солдат - умалчиваются и искажаются;
  • своими средствами - за два месяца войны будет потрачено около 25 млрд. рублей (10 часть бюджета России). Эти деньги - невыплаченные пенсии, пособия, задержки зарплаты;
  • своей свободой - нет гарантии, что за травлей чеченцев не последует травля неугодных и инакомыслящих.

Лицемерием и обманом являются утверждения о том, что с Чечней можно "разобраться" силой и в короткие сроки. Мы, к сожалению, уже получили опыт крушения такого рода иллюзий. С момента развертывания полномасштабной войсковой операции, воевать начинает уже не кучка оголтелых бандитов: воевать начинает народ.

Мы знаем, что войну остановить придется. Но какая цена будет заплачена за неразумный милитаризм на этот раз? Оставляя на совести властей, военных и определенной части общества неизбежные трагические последствия развязанной войны, Нижегородское общество прав человека заявляет о насущной необходимости следующих мер:

  • снятия ограничения информации, поступающей с мест боевых действий, устранения препятствий в работе журналистов и независимых наблюдателей;
  • прекратить дискриминацию по этнической принадлежности, включая введение дополнительных особенностей паспортного режима относительно "лиц кавказской национальности";
  • пресечь любое проявление и поощрение публичной исламофобии и кавказофобии, особенно со стороны официальных лиц и авторитетных общественных деятелей; такого рода факты немедленно подвергать судебному преследованию в соответствии со ст.282 ч.2 УК РФ "Разжигание расовой или межнациональной розни";
  • не допускать привлечения к боевым действиям необученных военнослужащих и военнослужащих, не заявивших добровольное желание и согласие на участие в войсковых операциях.

Нижегородское общество прав человека обязуется всячески способствовать претворению в жизнь вышеизложенных действий.

Представляется, что при принятии указанных мер, российское общество сможет реально оценить масштабы разрастающейся на наших глазах трагедии. Трагедии, которую необходимо остановить. Это - дело совести.

Председатель НОПЧ
С.М.Шимоволос.

18.10.99

_____

Новости
Заглавная страница
Содержание