Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

Д О К Л А Д

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1994 ГОДУ

Прошедший год не сделал жизнь нижегородцев более спокойной. Нельзя сказать, что права каждого реально обеспечиваются и свободно реализуются. Более того, многие факты жизни граждан и события уходящего года свидетельствуют, что все правонарушения, связанные прежде всего с деятельностью государственных органов не только не уменьшились, но и в значительной степени возросли.

На своем житейском опыте мы не перестали чувствовать страх перед произволом и бессилие самозащиты. Наиболее тревожен тот факт, что государственных органы даже в целях защиты прав и поддержания правопорядка продолжают применять совершенно неприемлемые не правовые методы.

Рассматривая нарушения прав человека в Нижегородской области, следует учитывать, что ситуация в области в целом отражает правовую обстановку в России.

Нижегородское Общества прав человека на основе полученной информации, документов правозащитных организаций, данных государственных учреждений и прессы в своем анализе правонарушающих факторов в Нижегородской области выделило несколько наиболее злободневных направлений.

1. Положение с правами граждан в "закрытых" сферах: в армейских и исправительных учреждениях

Два новых (осенний и весенний) призыва со всей наглядностью показали нежелание молодых людей служить в армии. Количество "уклонистов" от службы продолжает расти. Около тысячи призывников весной не пришли на призывные пункты. Продолжается "выборочное" заведение уголовных дел по 180 ст. УК РСФСР. Так, призванный из Воскресенского района Боронин В.А., не выдержав издевательств, с серьезным заболеванием, покинул часть и теперь находиться в СИЗО, ожидая приговор суда. За уклонение от "весеннего" призыва было осуждено 2 человека, Хотя, в целом, осуждать по 180 ст. стали меньше.

Отсутствие закона "Об альтернативной службе" усугубляет несоответствие уголовного преследования "отказников" и конституционного права призывника. Не соответствует международным правовым нормам и проект закона "Об альтернативной службе", где установленные сроки "1 год военной службе равен 1,5 году службе гражданской" вносят прямую дискриминацию по "мотивам совести".

Давно под сомнением стоит сама всеобщая воинская повинность, принцип которой также не сопоставим с буквой и духом Всеобщей Декларации прав человека.

Продолжаются неуставные отношения в воинских частях, расположенных в Нижегородской области. К сожалению, продолжает оставаться закрытой информация о положении в частях и только через родственников военнослужащих появляется информация о "не боевых потерях".

В области, избыточно перенасыщенной армейскими частями, серьезной остается проблема обеспечения жильем офицерского состава, которая усугубилась прибывшими частями, выводимыми из других стран.

После принятия Закона "О внесении изменений в ИТК" в 1992 году, ведомства пенитенциарной системы продолжало вводить в действие директивные акты, которые носили свойственную ГУЛАГу систему "бесправия" и человеческого унижения. В качестве орудия усмирения, запугивания осужденных с 1993 года стали применять "плановое использование" спецназа и локально-профилактических участков (ЛПУ). Многочисленные случаи неоправданных избиений в этом году подтверждают сохранение принципов управления в колониях через систематическое применение насилия (к примеру: в ИТК-5).

Не улучшилась ситуация в следственном изоляторе области, о котором наша организация уже обращалась в прессу. Люди юридически невиновные, содержатся в условиях, гораздо худших, чем в колониях. В СИЗО города находиться 4900 заключенных, при международных нормах: 1250. Крайне не высоким остается число положительного рассмотрения дел в суде и прокуратуре об освобождении из под стражи до суда.

2. Реализация политических прав граждан

Демократическая система, как единственная политическая система при которой возможно реализовать права человека, в Нижегородской области не утвердилась. Безусловное право гражданина избирать представителей в законодательные и руководителей в исполнительные органы власти до сих пор не обеспечено. С Указом президента приостановлено развитие местного самоуправления. Главы администраций в противоречие закону не избираются.

Серьезные нарушения проявились на местных выборах, прошедших весной. Злоупотребления в финансировании кандидатов, изменения округов в процессе предвыборной борьбы, неравный подсчет голосов позволяют говорить о не состоятельности результатов самих выборов. Средствами политической игры стали результаты итогов выборов в их состоятельности от числа проголосовавших и вопрос совмещения постов законодательной и исполнительной властей. Президентский указ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти" не позволил провести выборы и губернатора.

3. Социальные права и гарантии

Пренебрежение государственных органов и должностных лиц к закону особенно влияет на сферу трудовых правоотношений. В бюджетных организациях выплата зарплаты задерживается до 3 месяцев. На предприятиях задержка зарплаты доводилась до 8 мес. (предприятие "Салют").

Несмотря на постоянный рост различных социальных выплат в области сохраняется большая группа населения - 48,2 %, чьи доходы официально ниже прожиточного минимума. Количество безработных в области на 1.09.94 составило 31.6 тыс. человек.

Более благоприятной на общем фоне выглядит защита прав потребителей. В органы защиты потребителей обратилось более 4 тыс. жителей. Однако такая защита обеспечивается за счет усилий достаточно многочисленных государственных отделов и комитетов. Которые в 94 г. окончательно сформировали штаты.

4. Реализация права на свободу передвижения

Органами внутренних дел открыто саботируют новый закон, отменивший с 1 октября прошлого года разрешительный порядок прописки граждан. Между тем, прописка - это не только неудобство, но и источник злоупотреблений. Как произошло в случаи с гр. Казаковой Е.В., прописка в законно приобретенной квартире в Ленинском районе стала препятствием для проживания в ней.

Стали нередки случаи проверки документов, задержания, а порой и депортации по национальному признаку.

Введение сбора с иностранцев, а позже и с других граждан, за пребывание в области - сомнительный с точки зрения международного права шаг, явно не способствует развитию добрососедских отношений.

Ограничения, связанные прежде всего с регистрационным порядком для приезжих, которые стали вводиться в российских городах, начиная с Москвы, коснулись и нашего города.

С принятием 15 августа Постановления Законодательным Собранием области "О порядке пребывания на территории Нижегородской области лиц, постоянно проживающих за пределами области" устанавливающие обязательный порядок регистрации - были узаконено прямое ограничение свободы передвижения. В сентябре этого года 6 гражданам уже "предложено" покинуть пределы области. Санкции, предусматривающие и насильственную депортацию, прямо попирают конституционные права граждан России.

5. Неправомерное применение насилия со стороны органов правопорядка

Случаи неоправданных избиений при задержании не единичны. Однако, жалобы потерпевших как правило не поступают, т.к. затруднено само доказательство избиения. При разбирательстве таких случаев серьезно противодействуют сами работники милиции, сберегая "честь мундира", как например в случаи избиения Сокиркина В.В. в Нижегородском РОВД. Положительным явлением за последний год стало более внимательное отношение прокуратуры к подобным фактам.

Еще чаще приходиться сталкиваться гражданам со случаями поборов со стороны сотрудников правоохранительных органов.

В случаях избиений на следствии, до сих пор отсутствуют действенный механизм правовой защиты. Заявления потерпевших как правило не рассматриваются и не заводятся дела. Между тем, признание подследственного под пыткой или ее угрозой принимается судом к рассмотрению и во многих случаях определяет решение. Сами потерпевшие, в случае освобождения - не обращаются за защитой, резонно опасаясь репрессий, в случаи осуждения - обращаясь в инстанции не находят понимания, имея факт совершенного преступления. Исключением стало осуждение, несмотря на сильное противодействие, начальника ОВД Зеленого города Н.Курицына и участкового инспектор Г.Бибанина за превышение ими служебных полномочий (ст. 171, ч. 2 УК РФ) к 4 годам лишения свободы за зверское избиение на допросах задержанных Е.Бахарева и Н.Шарахова.

Между тем, факты избиения при задержании без сопротивления и в процессе следствия рассматриваются в соответствии с Конвенцией ООН как "пытки".

Государство, взяв на себя заботу обеспечения прав и свобод своих граждан не может справиться со своими обязанностями. Криминализация общества во многом обусловлена бездействием институтов правовой защиты. Взамен бездействующих или неэффективных создаются другие структуры, которые берут на себя решение споров, использую методы, крайне далекие от правовых. Сила так называемых "крыш" во многом приобретена за счет не эффективности арбитражных органов. Высокий уровень налогов подрывает право свободного предпринимательства, а так же стимулирует нарушение закона. По данным 1993 г. только половина зарегистрированных в области фирм получают прибыли и платят с нее налоги.

Серьезную озабоченность вызывает подходы государственных органов правопорядка решать вопросы борьбы с преступностью за счет ущемления прав граждан. Как показывает практика, тоталитарные методы борьбы с преступностью ведут и к нарушению законности и в становлении преступности уже в новом качестве - государственной. Переступив свободу и права граждан, органы правопорядка в глазах граждан могут уже не отличаться от самих преступных организаций.

Противоправные действия сотрудников УВД крайне негативно настраивают общественное мнение. Большинство граждан области, как показали опросы, не верят в обеспечение своей безопасности со стороны милиции. Низкая профессиональная подготовка сотрудников УВД вполне закономерна при удвоении за год численности органов правопорядка.

Следует отметить, что нравственная позиция жителей Нижегородской области представляет собой высокий потенциал и можно рассчитывать, что за счет воли и усилий граждан грядущий год может быть более благоприятным для развития прав и свобод.

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница