Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СТАНДАРТАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ╧ 64 ОТ 15.08.94 "О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЛИЦ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОБЛАСТИ"

15 августа 1994 года Законодательным Собранием Нижегородской области было принято Постановлением за ╧ 64 "О порядке пребывания на территории Нижегородской области лиц, постоянно проживающих за пределами области" (далее - Постановление). Постановлением утверждены Временные Положения "О порядке пребывания на территории Нижегородской области лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации" (далее - Положение) и Временное Положение "О порядке принудительного выдворения лиц, нарушающих порядок временного пребывания на территории Нижегородской области" (приложение 1).

Во исполнения Постановления в течении 3-х лет сотрудники УВД Нижегородской области неоднократно применялось принудительное этапирование за пределы Нижегородской области.

Принятие данного Постановления превысило компетенцию Законодательного Собрания Нижегородской области, предпринявшего самовольное регулирования порядка пребывания граждан, находящегося в компетенции Российской Федерации. Постановление устанавливает разрешительный порядок регистрации граждан, затрагивая область регулирования норм прав человека, не основываясь, либо противореча федеральным законам. "Временный" характер Положения так же не может служить оправданием, в связи с тем, что: субъекты Федерации безоговорочно не могут регулировать нормы, связанные с обеспечением прав и свобод граждан, а признаны лишь обеспечивать их соблюдение на соответствующих территориях; вопрос пребывания на территории России урегулирован Постановлением Правительства ╧ 290 от 12 мая 1997, в соответствии с общими принципами гражданского и международного права и не требует обязательного принятия федеральных законов; Положение применяется более 3 лет и существенно отрицательно влияет на правоприменительную практику. Незаконное регулирование области общественных и государственных взаимоотношений дает основу и повод для распространения правоограничительной практики на уровне местного самоуправления (к примеру Кстовского района).

Предусмотренные Постановлением нормы устанавливает разрешительный принцип пребывания иностранных граждан (безвизового режима стран СНГ), граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ и лиц без гражданства, возможность применения к ним санкций, вплоть до интернирования. Положением "О порядке пребывания на территории Нижегородской области лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации" введен принцип "не желательных граждан", не подлежащих регистрации, введено обязательство по выезду за пределы Нижегородской области в суточный срок (п. 16). Пунктами 10 и 14 положения установлены порядок о произвольном продлении регистрации по желанию регистрирующего органа, возможности аннулирования регистрации. Нельзя признать не только законными, но и разумными условия регистрации (например: "письменное согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи нанимателя"). Временными Положениями "О порядке пребывания на территории Нижегородской области лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации" и "О порядке принудительного выдворения лиц, нарушающих порядок временного пребывания на территории Нижегородской области" предусмотрен беспрецедентный порядок "выдворения" - репатриации за пределы Нижегородской области, "лиц уклоняющихся от регистрации". Предусмотрены так же меры бессрочного ограничения свободы на время репатриации (при выдворении из территории Нижегородской области).

Ситуация сложившаяся на практике усугубляется и тем, что фактически не возможным является осуществления права на обжалование действий в применении Постановления в судебном порядке. Т.е. граждане, подлежащие репатриации и репатриируемые лишены защиты - не могут, не имеют возможности обращаться в суд, получать юридическую, в т.ч. адвокатскую помощь.

Частью 3 статьи 62 Конституции РФ, установлено, что "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В этом случае, в качестве источника регулирования свободы передвижения следует применять Федеральный Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Федеральный Закон). Ст. 3 Федерального Закона устанавливает границы ограничений при регистрации граждан: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации". Ст. 8 Федерального Закона определяет исчерпывающий перечень условий и территорий, на которых может быть ограничено свобода передвижения.

Санкции, предусматривающие насильственную депортацию граждан внутри страны вне режимных территорий нарушают ч. 1. ст. 27 Конституции РФ. Постановление Законодательного Собрания, в части своих полномочий 1 0противоречат статье 55 (часть 2, 3) Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав граждан только Федеральным законом. Интернирование противоречат так же нормам статьи 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ограничивающее санкции, установленные за правонарушения, предусмотренные Временным Положением "О порядке принудительного выдворения лиц, нарушающих порядок временного пребывания на территории Нижегородской области", в рамках "предупреждения или наложение штрафа".

Данным Постановлением нарушен целый ряд международных двухсторонних и универсальных многосторонних договоров РФ, касающихся свободы и возможности выезда и выезда, перемещения по территории РФ для граждан СНГ. Не соблюдаются договоры и соглашения стран СНГ, касающихся безвизового порядка передвижения своих граждан на территории стран СНГ. Введены необоснованные ограничения и для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ.

В частности, имеет место нарушение ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах 1, имеющего силу непосредственного применения в судах общей юрисдикции гарантирующая право свободного выбора места жительства. Обязательств и договоров СНГ, касающихся безвизового порядка передвижения граждан на территории стран СНГ. В этой части Постановление так же противоречит постановлению Правительства ╧ 290 от 12 мая 1997 года "О распространение действия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию на граждан бывшего СССР, прибывших из государств-участников СНГ и государств Балтии", распоряжению Правительства РФ ╧ 182-р от 10 февраля 1997 г. "О безвизовом порядке въезда в РФ, пребывания и выезда из РФ граждан, бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Литовской Республики и Эстонской Республики и не получивших гражданство этих государств, РФ или третьего государства".

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница