Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

Д О К Л А Д

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

1. ПОЛОЖЕНИЕ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (НА 01.01.91Г.) В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Как и пятьдесят лет назад, прибыльность исправительного ведомства обеспечивается жесткой эксплуатацией труда заключенных (по-прежнему используемых на самых трудоемких, маломеханизированных работах), находящихся по существу на положении государственных рабов.

Такое положение является главным источником нарушений прав человека в местах лишения свободы. Необходимость выполнения производственного плана и заинтересованность в максимальной прибыльности производства обуславливают, как необоснованно частое применение наказания в виде лишения свободы (за последние тридцать лет через ГУЛАГ прошло около 35 млн. человек), так и крайне тяжелые бытовые условия содержания заключенных.

Количество заключенных, отнесенных к числу зарегистрированных преступлений, в СССР (а теперь и России) было и остается в 10-50 раз больше аналогичного показателя для США и стран Западной Европы.

Исправительно-трудовая система - это по-прежнему централизованный, милитаризованный хозяйственно-промышленный комплекс, использующий рабский труд для решения различных задач, никак не связанных с задачами нормальной уголовно-исполнительной системы. До недавнего времени (1990 года) по объему выпускаемой продукции МВД входило в пятерку крупнейших промышленных министерств СССР.

По данным ряда правозащитных организаций и государственных ведомств нарушения прав человека в местах лишения свободы носят систематический, массовый и вопиющий характер. Основные из них:

- зверские избиения, натравливание немецких овчарок;
- обливание водой на морозе;
- содержание в камере (в течение 1-3 суток), залитой на 20 сантиметров водой;
- пытка голодом и холодом;
- содержание в камере (от 10 минут до получаса), из которой компрессором откачивается воздух;
- изнасилования.

Через специальные пыточные тюрьмы, по некоторым данным, пропускают в год до 50 тысяч человек.

Подневольный труд, скудное питание, жестокое обращение, отсутствие эффективной медицинской помощи определяют высокую заболеваемость и смертность в местах лишения свободы. Так уровень смертности превышает среднестатистический по России в 10, а заболеваемости в 17 раз. Кроме того установлено, что каждый восьмой заключенный страдает туберкулезом и 70% туберкулезных больных в стране - бывшие заключенные.

Наибольшую тревогу вызывает положение несовершеннолетних, женщин (особенно женщин с детьми, родившимися в неволе), престарелых, инвалидов 1-2 групп и тяжелобольных заключенных. Все эти категории остро нуждаются в дополнительной опеке со стороны общества и в дополнительной юридической защите.

Правовая незащищенность осужденных начинается с момента ареста и продолжается на все время пребывания в местах лишения свободы. В конфликте осужденный - администрация" прокуратура или вышестоящие инстанции МВД за редким исключением всегда констатирует правоту администрации.

Перестройка не внесла в положение заключенных каких-либо существенных перемен. Система по прежнему остается непроницаемой для общественного и государственного контроля, продолжая служить узковедомственным интересам.

В исправительной системе существенно ограничиваются права, относящиеся к содержанию осужденных:

1) Опасные для здоровья санитарно-технические условия в местах лишения свободы. Это прежде всего: следственные изоляторы (ИЗ), камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов (ШИЗО и ДИЗО), карцеры и помещениях камерного типа (ПКТ). Даже по действующим, заниженным нормам санитарных правил, санитарно-гигиенические нормы в эти помещениях нарушаются порой многократно. Им присущи: большая скученность осужденных (в ИЗ - в 2-4 раза), бетонные пол и стены и глухо закрытые щитами окна, (так что летом осужденные изнывают от жары, а зимой от холода), редкие прогулки в закрытых со всех сторон железобетонных или железных каменных дворах на 1 час. Условия содержания ИТУ и ИЗ вопиюще нарушают требования статей 9-14 Минимальных стандартных правил.

Малокалорийное питание и ограниченное питание.

Эти причины служат источником увеличения распространения инфекционных болезней и прежде всего туберкулеза.

2) Крайне низкое и неэффективное качество медицинского обслуживания, его недостаточность.

3) Подневольный, обязательный труд осужденных.

4) Жесткость наказания, очень часто несоразмерное проступку. Наказание накладываемое администрацией крайне не эффективно контролируется.

Произвол администрации и произвол одних заключенных по отношению к другим - важнейшие и повсеместно распространенные факторы нарушения прав человека. В результате его во все системе колоний царит атмосфера психологического террора и одновременно развращенности. Именно произвол представляет собой главную опасность для жизни и здоровья заключенных. Формы произвола - психологическое давление, пытки, изнасилования, иногда - убийства заключенных. Произвол среди осужденных нередко инспирируется самой администрацией, достигающей при этом своих целей (получение нужных показаний на следствии, организация "явок с повинной" в изоляторах, поддержание внешних форм порядка, расправа с неугодными, выполнение норм выработки - в колониях).

Одна из серьезных проблем - это проблемы пыточных тюрем. В России, в 1991г. существовали пыточные тюрьмы, так называемые "крытые", в которых используются пресс-камеры, где людей пытают целенаправленно, используя для этого сломленных, деградировавших заключенных. России имеется 13 крытых тюрем, причем известно, что, по крайней мере три из них - пыточные.

Долгое замалчивание проблем нарушений прав человека привели к тому, что осенью 1993 года сотни тюрем и лагерей России были охвачены массовыми волнениями заключенных, которые продолжались не менее года.

2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗА ТРИ ГОДА

Законодательство

Режим и условия содержания заключенных в бывшем СССР определялись не только и не столько действующим кодексом, но и так называемыми подзаконными нормативными актами: Правилами внутреннего распорядка (В настоящее время: Правила поведения и условия содержания осужденных в ИТУ) и более, чем тремя сотнями актов и инструкций Министерства внутренних дел.

Примечательной особенностью всех этих документов является их закрытость, фактическая недоступность для большинства граждан и в первую очередь для самих заключенных. Между тем, именно эти документы в мельчайших подробностях регламентируют жизнь в местах заключения и устанавливают множество норм и ограничений, даже не упомянутых в открытом законодательстве. Точно такая же "правовая" пирамида с "дырявой" верхушкой сохранилась теперь и в России.

Осенью 1991 года советские тюрьмы и лагеря оказались охваченными массовыми выступлениями заключенных. В большинстве случаев эти выступления носили мирный характер, но в отдельных ИТУ отмечались и случаи вооруженного сопротивления заключенных. В разгар волнений МВД СССР по согласованию с Прокуратурой внесло значительные изменения в Правила внутреннего распорядка ИТУ, удовлетворив многие требования бастовавших заключенных. Это безусловно снизило социальную напряженность в местах лишения свободы. Однако, ряд нововведений в этот подзаконный акт явно противоречил действующему ИТК РСФСР. Таким образом, оба ведомства действовали явно не правовым образом. По всей видимости, действия эти были продиктованы самыми добрыми намерениями. Кроме того изменения в ПВР, условия содержания в наших ИТУ хоть в какой-то приблизили к международным стандартам.

Огромный шаг вперед после этого для реформирования пенитенциарной системы сделан в 12 июня 1992 года, когда был принят Закон РСФСР "О внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".

Закон предусматривал существенные позитивные изменения в законодательной базе исправительной системы, среди которых:

"Обеспечение свободы совести осужденных (ст. 8_1); "Право осужденных на личную безопасность" (ст. 8_2); использование депутатского и общественного контроля (ст. 11_1); значительно расширены возможности осужденных получать свидания, посылки и передачи, сняты ограничения на письма, предусмотрено право на ежегодный отпуск. В законе также введено ограничение на сроки наказания в Помещениях камерного типа (ПКТ), карцерах и штрафных изоляторах (ШИЗО). Расширены также льготы для осужденных несовершеннолетних и женщин.

В конце 1992 года в соответствии с новыми нормами, установленные законом, утверждены новые Правила внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений.

Однако, Закон от 12 июня 1992 года не снял все расхождения с международными требованиями (Минимальных стандартных правил - МСП). Законодательные основы исправительной системы России до сих пор не включает в себя такие нормы, как:

- сведение до минимума разницы между жизнью в тюрьме и на воле (статья 60, 72 МСП);
- уделение особого внимания укреплению связей между заключенным и его семьей (статья 79 МСП);
- равное положение работающих в заключении с рабочими на свободе ( статья 75 МСП);

Далеко отстоят от международных норм и такие, более конкретные требования как: помещение заключенных на ночь в отдельные камеры или комнаты, отбора заключенных в общую камеру исходя из соображения их личной безопасности и психологической совместимости (статья 9 МСП), запрещение перевозки осужденных в физически тяжелых условиях (статья 45 МСП) и др.

21 июля 1993 года был принят новый Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Новых существенных изменений, кроме введения целевого федерального финансирования закон не внес, утвердив лишь существующую структуру исправительных учреждений.

Реальное положение

Несмотря на некоторую гуманизацию режима заключения после принятия Закона "О внесении изменений и дополнений..." от 12 июня 1992 г. порядки и отношение администрации в колониях не изменились. Об ИТУ и сейчас нужно говорить лишь как о системе наказания и промышленного использования дешевой рабочей силы. Ни о каких реальных применениях мер гуманного воспитания или социальной помощи не может быть и речи.

Положение подследственных в следственных изоляторах остается крайне не терпимым. Следует помнить, что менее 3 месяцев (установленного законодательством ограничения срока содержания) содержится очень малое число заключенных и, наоборот, есть такие, которые от момента ареста и до отправки в трудколонию или тюрьму находятся в СИЗО два, три или даже более лет.

Положение этой категории заключенных гораздо более тяжелое, чем положение тех, кто уже осужден и отбывает наказание в трудколонии или тюрьме. В этом мы видим главную парадоксальность ситуации - подследственный, чья вина еще не доказана, который, таким образом, юридически невиновен, содержится в условиях худших, чем осужденный по суду и отбывающий наказание преступник. Подследственные в отличие от осужденных:

- лишены возможности переписываться и встречаться с родственниками;
- не имеют возможности работать и оказывать материальную помощь семьям;
- ограничены в получении газет и журналов, лишены возможности смотреть телевизор, посещать принятые в трудколониях демонстрации кинофильмов.

Санитарно-бытовые условия так же недопустимы: Перенаселенность камер. Согласно законодательству, на одного заключенного положено 2,5 кв. м. Эта предельно маленькая норма практически не соблюдается в СИЗО. Практически в камерах размером 10-12 метров сосредоточено 8 или даже более заключенных, в камерах 35-40 метров 25 заключенных и т.д.

Камеры плохо освещены. Окна не только зарешечены, но и, как правило, закрыты несколькими отстоящими от окна с внешней стороны специальными щитами из металлических полосок. В результате даже днем, например, читать книгу заключенный может лишь находясь рядом с окном, что при перенаселенности камер почти всегда затруднительно. Электрическое освещение также, как правило, недостаточно.

Проветривание камеры может проводиться лишь при прогулках, на которые выводят заключенных. Однако этого 40-минутного или часового проветривания один раз в сутки явно недостаточно, к тому же нередки случаи, когда часть осужденных не хочет или по состоянию здоровья не может выходить на прогулку, тогда проветривание не проводится вовсе. Особенно мучительна духота в камере летом.

Принять душ в СИЗО возможно (по законодательству) лишь 1 раз в неделю. Однако, как правило, времени для того, чтобы всерьез помыться, заключенным не хватает, они вынуждены мыться иногда по 2-3 человека под одним рожком, одновременно они стирают свое нижнее белье.

Заключенные в СИЗО наказываются с той же степенью строгости, что и обычные заключенные. Стандартное наказание в СИЗО - карцер. В крохотной одиночной камере - карцере заключенный находится 5-10 суток без верхней одежды, постельного белья, выводов на прогулку. Санитарно-гигиенические условия карцера намного хуже, чем в камере (зачастую холод, сырость, летом та же духота и проч.).

Заключенные в СИЗО питаются по тем же нормам, что и уже осужденные. Низкое качество приготовления пищи, ее однообразие и недостаточность здесь такие же, как и в обычной трудколонии.

Медицинское обслуживание в СИЗО мало чем отличается от медицинского обслуживания в трудколонии. Попасть на прием к врачу-специалисту трудно, иногда почти невозможно.

Заключенный не может свободно тратить находящиеся на его счету деньги (если таковые есть) даже для покупок в магазине СИЗО. Сумма, которую он может тратить, очень ограничена.

Подводя итоги, можно утверждать, что вся обстановка в СИЗО санитарно-гигиенические условия (скученность, духота, задымленность, недостаточное освещение и т.д.), недостатки медицинского обслуживания, тяжелая психологическая атмосфера в камерах и проч. - все это провоцирует заболевания и конфликты, представляет опасность для здоровья, а также ущемляет личное достоинство заключенных.

Тяжелые условия сохраняются при перевозке осужденных. Чаще всего заключенных перевозят на специально оборудованных машинах "автозэках", в специальных вагонах.

"Автозэк" представляет собой грузовик, в котором на обычный остов надет глухой металлический корпус. Безболезненно в таких машинах можно пережить лишь краткую поездку, однако нередки случаи, когда заключенный проводит в машине по несколько часов: например, в случае срыва графика железнодорожного движения, когда, не выходя из машины, заключенные вынуждены ожидать прихода поезда или в случае удаленности трудколонии от железнодорожной станции или пересыльной тюрьмы. Нередко машины наполняют в два-три раза большим числом заключенных, чем то определено нормой, и им приходится даже стоять. Машины, как правило, не обогреваются, поэтому зимой в них холодно, а летом нестерпимо жарко. Все это сопровождается духотой вследствие перегруженности машины людьми. Отсюда именно в машинах люди часто теряют сознание, у них происходят приступы сердечной и других болезней. В силу недостаточного числа вагонов и необходимости дифференцирования осужденных основная часть заключенных перевозится в невыносимо тяжелых условиях. В отсеке, рассчитанном на свободе на четыре человека, а по нормам тюремно-лагерного ведомства на 6-8 человек (как максимум), часто везут по 12-18 и более заключенных. В такой скученности заключенные, бывает, проводят непрерывно по 10-15 суток. На протяжении всего пути заключенные не получают горячей пищи и должны питаться выданным на дорогу "сухим пайком" обычно это хлеб, сельдь, сахар (по норме 20 г. в сутки), иногда какие-то консервы и т.п. Отсеки не снабжены туалетом. В туалет заключенных выводят по очереди примерно 3-4 раза в сутки, что мучительно не только для больных специальными заболеваниями (почечными, например), но и для вполне здоровых заключенных. Ни о какой правовой защищенности заключенного на этапе нет и речи даже в сравнении с этой же проблемой в тюрьме, трудколонии, СИЗО. Он целиком во власти конвоя, по сути отвечающего только за то, чтобы доставить от точки до точки живыми определенное число заключенных. Хотя по правилам вагон с заключенными должен сопровождать медицинский работник, практически медобслуживания на этапе не существует. Причем зачастую этапируются вместе (в одном отсеке) здоровые и больные инфекционными заболеваниями, например, активным туберкулезом.

Таким образом, этапы, как и камеры СИЗО (только в гораздо большей степени) способствуют развитию и возникновению болезней заключенных; недоедание, скученность, невозможность нормального времяпрепровождения (хотя бы такого, как в камере СИЗО, например, чтение), провоцируют конфликты между заключенными и конфликты заключенных с конвоем и, как итог, этапы - это то место, где менее всего гарантированы здоровье, безопасность, жизнь заключенных.

Следует сказать о том, что централизованная система исполнения уголовных наказаний ставит в наихудшее положение наименее защищенную часть тюремного населения. Поскольку эти группы (женщины с детьми, девочки, женщины, подростки, больные, инвалиды) малочисленны, то и специальных учреждений для них мало. Колоний для женщин с малолетними детьми около десяти, для девочек (от 14 до 18 лет) - всего три на всю Россию, 25 регионов не имеют на своей территории колоний для подростков... Именно для них и создаются наихудшие условия в смысле сохранения социально-полезных связей, привычного климата и т.п.

Исходя из того, что из большинства исправительно-трудовых учреждений области приходят жалобы на избиения осужденных со стороны персонала колоний, такую практику вполне можно назвать систематической. Необходимо заметить, что жалобы относятся не просто на применение силы и спецсредств, а на неправомерность их применения. Как правило, осужденные отмечают несоразмерность факта нарушений режима и мер наказания за нарушения со стороны администрации. Кроме официального, регламентированного наказания за проступок, представители администрации ИТУ могут по своему усмотрению жестоко избить провинившегося. Как правило такого рода избиения противоречат и нарушают букву и дух законов и должностных инструкций. К примеру: спецсредства (дубинки) применяются не только за физическое сопротивление осужденных, но и по различным поводам по желанию администрации, в том числе и за грубость и оскорбления. Удары при избиениях наносятся и в лицо и в жизненно важные органы. (Несмотря на запрещающие инструкции МВД).

Пресечение подобных нарушений осложняется с одной стороны, трудностями доказательства неправомерности действий администрации (нет свидетелей или свидетельств, избитому отказано в медэкспертизе),с другой стороны, не желанием органами надзора (прокуратуры) заниматься подобными случаями.

Установленные действующим законодательством нормы жилой площади, которые трудно назвать гуманными (2 кв. м. на человека в лагерях и 2,5 - в учреждениях тюремного типа), по оценкам экспертов нарушаются в 1,5-2 раза в колониях, в 2-4 раза в следственных тюрьмах. В камерах, куда помещаются наказанные заключенные (карцер, ШИЗО, ПКТ), пересыльных тюрьмах это нарушение еще более значительно (в 5-6, а иногда - в 8-10 раз ). Отсутствие элементарных бытовых удобств (канализация, душ, водопровод и т.д.) характерно для большинства лесных колоний, изоляторов временного содержания (ИВС). По данным Прокуратуры СССР 40% следственных изоляторов (СИЗО) требует немедленного ремонта и реконструкции. Для приведения санитарно-бытовых условий в пенитенциарных учреждениях в соответствие с Минимальными стандартными правилами по оценке МВД РСФСР потребуется не менее 1,7 млрд. рублей.

Во время широкого обсуждения мер по гуманизации пенитенциарной системы МВД стало проводить ряд "экспериментов", распространяя которые ведомство ставило своей целью "как то сбалансировать" гуманизацию.

Той же осенью 1991 года спешным порядком МВД стало завершать формирование отрядов специального назначения (далее ОСН). Эти подразделения начали создаваться при региональных УИТУ еще с 89-го года. В проектах и программах подготовленных МВД постоянно говорится о необходимости увеличения численности и финансирования ОСН.

Согласно должностным инструкциям, руководству ИТУ разрешается использовать ОСН "в профилактических целях". По инициативе МВД эти отряды стал применяться "для проведения плановых мероприятий по поддержанию и укреплению режима и надзора, а также учебы и отработки взаимодействия во всех ИТК области". По поступающим от заключенных жалобам, ОСН часто используются в случае проведения осужденными ненасильственных акций (голодовок, забастовок), в качестве протеста против нарушений законности администрацией ИТУ. Количество жалоб на зверские массовые избиения заключенных бойцами ОСН возросло за два года (с 1991-1993) в десятки раз. По оценке экспертов, существующая практика использования ОСН приводит к росту социальной напряженности в местах заключения. Между тем, закон предусматривает вполне эффективные меры, которые могут применяться администрацией ИТУ в случае возникновения массовых беспорядков в местах лишения свободы (статья 23 прим ИТК РФ). Истинным мотивом применения спецназа послужило послабление режима в колониях и возникновение в связи с чем угрозы для администрации потери контроля в ИТУ.

Одно из новшеств 1992 года - введение Локально-профилактических участков (ЛПУ). Их задача, по мнению МВД - "снизить негативное воздействие более криминогенной части осужденных на основную массу". Однако, заключенные, водворенные в ЛПУ, практически содержаться в режиме наказания, а в ряде ИТУ содержатся в помещениях камерного типа. И субъективно, и объективно водворение в ЛПУ является наказанием для осужденного. Здесь существенно строже изоляция, ограничены возможности осужденного в передвижении по территории колонии, выбора работы. На практике здесь чаще применяются латентные способы подавления (например, ввод бойцов ОСН и массовые избиения) и т.н. "разложенческие способы работы с заключенными".

Обратим внимание на то, что действующим исправительно-трудовым кодексом для тех же целей ("содержание злостных нарушителей режима содержания..." и т.п.) предусмотрены ШИЗО и ПКТ, их не надо создавать, они уже есть, в каждом ИТУ. Зачем создавать новый режим?

Ответ на этот вопрос будет легче найти, если учесть, что водворение осужденного в ШИЗО и ПКТ - это вид наказания за конкретное дисциплинарное нарушение, допущенное осужденным (или систему нарушений), которое предполагает выполнение определенных процедур (оформление постановления, составление акта о допущенном нарушении, получение объяснений у наказываемого и т.п.). Наказание это может быть обжаловано осужденным. Кроме того, срок водворения в ШИЗО и ПКТ строго ограничен. Водворение же в ЛПУ, поскольку оно не предусмотрено законом, ничего такого ни требует: ни конкретного нарушения, ни процедурного оформления. Оно не ограничено каким-то определенным сроком и не может быть обжаловано осужденным.

ЕПКТ - единое помещение камерного типа. Это другое наряду с ЛПУ (согласно "Программе МВД") "основное направление". Законодательством также не предусмотрено. Предусмотрено просто ПКТ структурное подразделение конкретного ИТУ. ЕПКТ же является структурным подразделением не отдельного ИТУ, а регионального управления по исполнению наказаний. Среди заключенных оно больше известно под названием "Белый Лебедь".

Авторы "Программы" просят 750 тысяч рублей (п. 3.5 "Мероприятий Программы") на строительство ЕПКТ в 18 регионах. Задача ЕПКТ "Изоляция осужденных, активно оказывающих противодействие администрации ИТУ в обеспечении правопорядка" (п. 3.5 "Мероприятий Программы"). Однако, законом для выполнения этой задачи предусмотрены учреждения тюремного типа. Правда, тюремный режим "осужденным, активно противодействующим..." назначается по решению суда. Для отправки же в ЕПКТ, которое почти ничем от учреждений тюремного типа не отличается, требуется лишь постановление начальника ИТК.

Таким образом, одна из целей рассмотренных экспериментов создание для пенитенциарных работников возможностей действовать вне норм закона, без всякого контроля за своими действиями. В секретных инструкциях МВД ЕПКТ именуются "Профилактическими центрами по проведению разложенческой работы с отрицательно настроенными осужденными". Центры эти призваны выполняют следующие задачи:

1. Вербовка информаторов, агентов и провокаторов для оперативных служб. Завербованные впоследствии рассылаются в различные ИТУ, поступают в распоряжение оперативно-розыскных служб на воле.

2. Проведение оперативной работы среди осужденных, подозреваемых в совершении нераскрытых преступлений, с последующим возбуждением уголовных дел.

3. Устрашение осужденных, содержащихся в обычных пенитенциарных учреждениях. Угроза отправки в ЕПКТ является весьма эффективным способом воздействия на заключенных, поведение которых по каким-либо причинам не устраивает администрацию ИТУ.

Понятно, что задача по раскрытию правонарушений в ЕПКТ решается вне процессуальных норм, установленных законом для обычного следствия и дознания. Для вербовки агентов и раскрытия преступлений в ЕПКТ используются "разнообразные формы психологического и режимного воздействия" - т.е. различные латентные способы получения признаний, необходимой информации или изменения поведения объекта оперативной работы в нужном направлении. К таким способам относятся не только "воспитательные беседы", но и пресс-камеры, пытки, избиения.

В цивилизованной стране результаты такого рода "экспериментов" (тем более при наличии оснований полагать, что в ходе их грубо нарушались законы и права человека), безусловно подверглись бы оценке со стороны независимой (скажем, парламентской) комиссии.

Основные пути развития

1. Ограничение области применения смертной казни и уголовного наказания в виде лишения свободы.

Данное положение отвечает важной тенденции в области международного права, предполагающей введение соответствующих ограничений на санкции за правонарушения, не связанные с организованной и профессиональной преступностью, коррупцией и насильственными преступлениями. Взамен этого расширяется сфера применения наказаний, альтернативных лишению свободы. В настоящее время этот процесс замедлился, а согласно некоторым проектам изменения в уголовное законодательство, в ближайшее время может повернуться вспять.

2. Децентрализация и демонополизация существующей системы управления пенитенциарными учреждениями.

Предлагается постепенное создание сети муниципальных исправительных учреждений, управляющихся местными властями и никак не связанных с МВД. Подобный подход позволит ликвидировать существующую монополию МВД на все сферы пенитенциарной деятельности т.к. комплектация штата учреждения будет осуществляться местными органами власти и в соответствии с конкретными нуждами.

Начинать следует с заведений для несовершеннолетних, т.к. их положение одно из самых тяжелых. Дело в том, что колоний для малолетних правонарушителей в стране катастрофически не хватает (к примеру, имеется всего 4 колонии для девочек), в результате подростки отбывают наказание вдали от собственного дома, что нередко приводит к разрыву социально-полезных связей. Кроме того, существующие сегодня колонии очевидно перенаселены и это, с одной стороны, заметно снижает эффективность воспитательно-педагогической работы, а с другой - приводит к криминализации сообщества заключенных.

3. Приведение уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с существующими международными стандартами.

В первую очередь следует отменить ряд норм ИТК унижающих человеческое достоинство: единую форму одежды, ограничение переписки, посылок и лишение свиданий. Отмене подлежит и запрещенная ООН практика использования смирительных рубашек и наручников в качестве наказания, а также другие меры дисциплинарного воздействия, связанные с причинением человеку физических страданий. Например, пытки холодом, прямо санкционированные нашим Исправительным Кодексом (ст. 54 ч. 9 ИТК - лишение теплой одежды и постельных принадлежностей на время помещения в карцер или в ШИЗО).

Следует пересмотреть все законодательные и ведомственные документы, регламентирующие жизнь в пенитенциарных учреждениях, в плане приведения бытовых условий жизни заключенных в соответствие с действующими международными стандартами.

4. Отмена принудительного труда заключенных

Пенитенциарное учреждение не может и не должно принимать активное участие в экономической жизни страны, области или района. Оно не должно быть источником коммерческих прибылей ни для местных властей, ни тем более для самих пенитенциарных работников.

Следует целиком и полностью отказаться от доктрины перевоспитания трудом, как от негуманной, безнравственной, легитимирующей рабское принуждение и не оправдывающей себя в социально-педагогическом плане. В будущем, мы должны стремиться к тому, чтобы труд в местах лишения свободы являлся частным делом каждого заключенного.

В ближайшее же время нужно отменить любые наказания за невыполнение нормы выработки сменного задания и за отказ от работы в отношении несовершеннолетних, женщин, инвалидов и лиц пенсионного возраста. На все эти категории заключенных следует также распространить общие правила социального обеспечения, принятые в обществе (пособия для женщин, имеющих детей, пенсии по инвалидности и по старости и т.п.).

Следует заметить, что в последнее время, все труднее сохранить производственный процесс в ИТУ. В силу как технической и технологической отсталостью производств колоний, так и недофинансированием из бюджета, в ближайшее время появиться закономерная необходимость снятия с ИТУ грифа "самоокупаемости" или "частичной окупаемости".

5. Создание механизмов защиты прав заключенных и разрешения конфликтов между заключенными и администрацией.

Главную роль здесь должны играть специально созданные инспекции при местных органах власти, осуществляющие контроль за исправительными учреждениями, находящимися на территории того или иного района. Служащие такой инспекции имеют неограниченный доступ ко всем документам исправительного учреждения и могут встречаться с любым заключенным или представителем администрации.

Кроме того следует обеспечить доступ в места лишения свободы представителям правозащитных, религиозных и других общественных организаций.

Также необходимо ввести судебный надзор за соблюдением прав заключенных. Это означает, что каждый заключенный имеет право подавать жалобы на незаконные действия администрации учреждения в местный суд. Кроме того районный судья должен не менее двух раз в месяц проводить прием заключенных непосредственно в местах лишения свободы по вопросам, связанным с соблюдением их прав, жалобам на неправомерные действия должностных лиц, а также органов, исполняющих уголовное наказание.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ

Необходимо понимать, что немедленный демонтаж пенитенциарной системы может оказать сильное дестабилизирующее воздействие на все наше общество. Поэтому более реалистичным представляется путь создания параллельных структур исполнения уголовного наказания, целиком подчиненных местным органам власти. При этом важной задачей центральных органов является, как создание режима наибольшего благоприятствования для вновь организуемых муниципальных структур, так и контроль за соблюдением законности и прав человека местными органами власти.

Таким образом, возникает действительная возможность восстановить институт уголовного наказания в нашей стране.

Безусловно процесс демонтажа ГУЛАГа должен сопровождаться усилением помимо местного и центрального (а также международного) контроля за выполнением международных стандартов. Законодательство должно предусматривать весьма жесткие санкции в случае обнаружения нарушений прав человека в местах заключения вплоть до временного закрытия пенитенциарных учреждений, с перемещением заключенных в другие региональные или федеральные пенитенциарные учреждения. В этой области централизм должен быть только усилен.

Новые проекты изменения основ исправительно-трудового законодательства (например: "Сибирский вариант") предполагают максимально приблизить новый пенитенциарный кодекс к законодательству прямого действия, и ограничить пределы действия подзаконных актов.

Кроме того в кодексе, разработанном сибирскими учеными большое внимание уделено механизмам и процедурам решения конфликтных ситуаций, возникающих между администрацией и заключенными, что безусловно должно снизить социальную напряженность, существующую сейчас в пенитенциарных учреждениях.

(Подготовлен с использованием материалов Центра содействия реформе пенитенциарной системы)

Сергей М. Шимоволос

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница