Информационно-аналитический центр Нижегородского общества прав человека

АНАЛИЗ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ╧ 203 ОТ 16.07.96 "ОБ УСИЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ (СПИДА) НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"

При проведении анализа Постановления Администрации Нижегородской области "Об усилении мер по предупреждению распространения ВИЧ - инфекции (СПИДа) на территории Нижегородской области (далее Постановление) был выявлен целый ряд несоответствий рассматриваемого Постановления, Федеральным Законам РФ, Конституции РФ, а также международным договорам.

1. П.1 Постановления устанавливает перечень контингентов, подлежащих обязательному (недобровольному) обследованию на наличие ВИЧ-инфекции. Введение данного перечня нарушает Федеральный Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" (далее - Федеральный Закон), в частности ст. 3, п. 7, который устанавливает, что медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев (ст. 9), когда такое освидетельствование является условием для осуществления какой-либо деятельности (профессиональной, донорской и т.п. ). Причем, как определено в ст. 9 п. 3 Федерального Закона перечень таких профессий и видов деятельности определяется и утверждается Правительством Российской Федерации. Пункт 1.1 Постановления незаконно и не оправданно вводит обязательное медицинское обследование как меру, направленную на принуждение гражданина, без условия получения его согласия, т.к. категории граждан, определенные п.п. 1.1.1-1.1.4 Постановления не являются профессиональными и граждане, отнесенные к этим категориям по признакам п.п. 1.1.1.-1.1.4. Постановления не являются добровольными носителями этих признаков. Таким образом, данная мера для них является принудительной, а следовательно правоограничительной.

2. Кроме того, применение каких-либо правоограничительных мер принудительного характера к гражданам на основании "подозрения" (п. 1.1.1 Постановления), либо данных, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий является грубым нарушением прав человека и гражданина. Необходимо также отметить, что выявление наркоманов и лиц, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, а так же лиц с беспорядочными половыми связями не является и не может являться целью оперативно-розыскной деятельности и противоречит Закону об ОРД (ст.ст. 2, 5).

3. Из перечисленных категорий лишь одна "... лиц, являющихся контактными по отношению к ВИЧ-инфицированным, выявленных при эпид-расследовании по представлению органов здравоохранения и госсаннадзора" может быть подвергнута принудительному освидетельствованию и только лишь в тех случаях, когда в ходе эпид-расследования получены данные об умышленном заражении СПИДом. В данном случае, если имеются основания для возбуждения уголовного дела, принудительное освидетельствование должно быть проведено в ходе судебно-медицинской экспертизы, назначенной в соответствии с УПК РФ. Другие категории граждан, перечисленных в п. 1 в принципе не имеют и не могут иметь признаков противоправных действий в отношении умышленного заражения СПИДом, а произвольное отношение их к "группе риска" и на основании этого "подозрение" не может нести применения правоущемляющих мер. Отношение гражданина к "группе риска" не может рассматриваться как незаконная деятельность и может иметь лишь аморальное значение, не являющееся наказуемым. К примеру, наркомания, упомянутая в п. 1.1.1 не может рассматриваться как правонарушение и имеет признанную характеристику болезни. Исходя из этого, введенные п. 1 Постановления меры имеют признаки ущемления прав меньшинств.

4. В п. 1.1.3 предусмотрено обязательное обследование "лиц, находящихся в местах лишения свободы при поступлении и перед освобождением". В связи со скученностью заключенных в антисанитарных условиях (особенно в СИЗО) такая мера вполне оправдана. Здесь обязательное обследование на СПИД было бы целесообразно ввести как элемент обязательного медицинского осмотра при поступлении в СИЗО и ИТУ, но источником урегулирования норм содержания заключенных является Федеральное Законодательство. В связи с этим данная норма Постановления не имеет законной силы.

5. Требование п. 1.2 Постановления - обязательного обследования на СПИД для "лиц, прибывающих на территорию Нижегородской области в условиях визового режима на срок более 3-х месяцев из стран ближнего зарубежья" соответствует Федеральному Закону и правомерно как условие визового режима или вида на жительство. Для информации: это требование не может иметь силы для граждан республик бывшего СССР (кроме граждан стран Балтии) в связи с отсутствием визового режима для прибывающих из этих стран.

6. В п. 1.3 Постановления, для "беженцев, эмигрантов, переселенцев, прибывающих на территорию Нижегородской области из бывших республик СССР" ставится условие обязательной проверки на СПИД. При этом условием проверки ставится "прохождение обязательного медицинского осмотра". Данная категория граждан, проживающих в странах бывших республик СССР (кроме стран Балтии) имеет права беспрепятственного въезда-выезда на территорию РФ в условиях безвизового режима в соответствии с межгосударственными договорами (в т.ч. СНГ). В связи с этим неправомерным является требование обязательной проверки на СПИД при посещении территории России для данной категории граждан. Правомерным может являться условие обязательной проверки на СПИД только для граждан из бывших республик СССР, претендующих на гражданство или на постоянный вид жительства. Вместе с тем необходимо отметить, что данный вопрос относится к ведению федеральных органов власти. Следует также заметить, что в пунктах Постановления не оговаривается наличие сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции.

7. В преамбуле Постановления имеется ссылка на ст.ст. 2, 4 Федерального Закона при обосновании введения предусмотренных Постановлением мер. Ст. 2 Федерального Закона расширяет круг нормативных актов, регулирующих предупреждение распространения СПИДа, включая "иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации". Вместе с тем, определено, что иные нормативные акты не могут снижать правовых гарантий, предусмотренных Федеральным Законом. Ввиду того, что Постановление вводит ущемления гарантий прав и свобод человека и гражданина необходимо применять так же ст. 55, в соответствии с которой ограничение прав и свобод допустимо исключительно федеральным законом. Ст. 4 содержит перечень гарантий государства, с возложением их исполнения в т.ч. на органы исполнительной власти субъектов РФ "в соответствии с их компетенцией". Однако, перечень гарантий не содержит нормы, позволяющей вводить правоограничительные нормы. Упомянутая компетенция ограничена вышеприведенными принципами применения ст. 4 Федерального Закона.

Оценивая Постановление в целом, необходимо отметить, что оно предполагает применение правоограничительных мер к гражданам. Это противоречит ст. 55 Конституции РФ, которая допускает ограничение прав и свобод граждан только Федеральным Законом. Постановление в 1 части п. 1.1 не соответствует нормам прав человека, принято без должной правовой оценки и подлежит в этой части отмене. Пункт 1.3 Постановления требует урегулирования федеральным законодательством.

В связи с необходимостью оценки нормативных актов, регулирующих применение мер против распространения СПИДа, следует отметить несоответствие международным стандартам некоторых норм федерального законодательства. В частности, в ст. 11 Федерального Закона "в случае выявления ВИЧ-инфекции у ... лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". В соответствии с ст. 31 Конвенции "О статусе апатридов", высылка (депортация) лиц без гражданства производится только во исполнении решений, вынесенных в судебном порядке". При этом такому лицу гарантируется проживание на территории государства до получения законного права на въезд в другую страну. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального Закона, п. 4 ст. 15 Конституции РФ данная норма применима исключительно в рамках Конвенции "О статусе апатридов".

В дополнение хотелось бы высказать мнение о Постановлении с точки зрения целесообразности его принятия. Применение фискально-репрессивных мер к "группам риска" определенным Постановлением на наш взгляд неизбежно приведет к усилению стремления граждан, принадлежащим к этим группам "уйти в подполье", избежать постановления на учет в наркологических медицинских учреждениях. Все это приведет к тому, что создаст дополнительные сложности выявления ВИЧ-инфицированных и как следствие - снизит эффективность мер по борьбе со СПИДом. В замен мы предлагаем расширить рекламную компанию по добровольной проверке на СПИД (аргументирую собственной безопасностью граждан), гарантируя при этом ДОВЕРИТЕЛЬНУЮ помощь.

Информационно-аналитический центр
Заглавная страница